Ил-62— первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт, разработан в ОКБ им. Ильюшина в 1960 г. для замены устаревшего класса самолётов Ту-114. Первый полёт совершил в 1963 г., в эксплуатации с 1967 г.
Самолёты семейства Ил-62 серийно выпускались в 1969—2004 гг. на авиационном заводе в Казани. Всего построено 289 самолётов. Из этого количества 81 самолёт был изготовлен для экспорта в страны соцлагеря (Ангола, Венгрия, ГДР, КНДР, КНР, Куба, Мозамбик, Польша,Чехословакия).
В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил и служит в качестве правительственного («борт № 1») — в СССР, Российской Федерации (в 1995 заменен на ИЛ-96), Северной Корее и Украине.
К началу 1990-х тип ИЛ-62 признан малорентабельным. Массовое списание и вывод из эксплуатации Ил-62 начались во второй половине 1990-х гг., Аэрофлот перестал использовать ИЛ-62 в 2005 г., в целом в РФ использовался для регулярных пассажирских авиаперевозок до 2008/9 г.
На сегодняшний день в России в коммерческой эксплуатации не осталось самолетов этого типа, они летают только в ВВС, МЧС и специальном лётном отряде «Россия». По состоянию на начало 2014 г. в РФ и других государствах в эксплуатации 17 самолетов Ил-62.
На самолёте Ил-62 установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта.