Стоктон-Дарлингтонcкая железная дорога - первая в мире железная дорога общественного пользования на локомотивной (паровой) тяге. Эта железная дорога находится на северо-востоке Англии, между городами Стоктон на Тисе и Дарлингтоном. Первоначально дорога предназначалась для вывоза угля с местных угольных шахт.
Полномочия на строительство от парламента Англии получил Эдвард Пиз, который привлек к своему предприятию Джорджа Стефенсона, имевшего опыт эксплуатции и управления железными дорогами. Стефенсон получил от Парламента разрешение на использование на новой дороге локомотивной тяги и усовершенствовал конструкцию локомотивов и рельсового полотна. Дж. Стефенсон совместно с сыном и Э. Пизом создали первый в мире локомотивостроительный завод (Ньюкасл). На дороге был построен также один из первых железнодорожных мостов в истории по проекту инженера Игнатиуса Бономи. Дорога открыта в 1825 г., первым составом на дороге стал пассажирский поезд, перевезший около 600 пассажиров. Первыми пассажирскими вагонами были переоборудованные вагонетки для перевозки угля. Первым локомотивом для работы на дороге стал паровоз Джорджа Стефенсона Locomotion № 1, построенный на его собственном заводе. В 1833 г. дорога модернизирована, усовершенствовано движение и управление, построены вторые пути, внедрена сигнализация. Дорога имела длину 40 км (26 миль). В 1863 г. Стоктон-Дарлингтонская железная дорога, объединена с Северо-Восточной железной дорогой, с включением железнодорожных сетей Лондона и Северо-Восточной железной дороги. Дорога Стоктон-Дарлингтон до настоящего времени находится в эксплуатации, сейчас управляется компанией Northern Rail.