Златоустовская гравюра на стали – гравировальный промысел Южного Урала из г. Златоуст (Челябинская обл.), русский народный художественный промысел по украшению стали гравировкой. Промысел зародился в начале 19 в., первоначально связан с украшением оружия, со временем развился в самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства.
История города изначально связана с металлургией – Златоуст основан в 1754 году одновременно с железоделательным заводом. В 1815 г. в Златоусте была построена оружейная фабрика (производилось холодное оружие, первыми мастерами были оружейники из немецкого оружейного центра г. Золинген), в 1857 г. — сталелитейная фабрика, где были отлиты первые в России стальные пушки. С начала 19 в. Златоуст стал центром гравирования на металле - промысел зародился как подсобное производство для украшения сабель, кортиков, шпаг, со 2-й половины 19 в. златоустовская гравюра использовалась при изготовлении бытовых вещей (кубков, портсигаров, письменных приборов и т.д.) Большую роль в работе фабрики сыграл Павел Петрович Аносов, работавший в Златоусте с 1817 г. (сначала строителем оружейной фабрики, потом ее директором и позднее - управляющим Златоустовским горным округом). Аносов поддерживал златоустовских граверов и заботился о совершенствовании их мастерства, старался расширить ассортимент выпускаемой продукции через внедрение в производство предметов бытового обихода (столовые ножи, вилки, подносы, ларцы, подсвечники, шкатулки и т.п.), что было важно для сохранения промысла в те годы, когда сокращался спрос на украшенное холодное оружие (после 20-х годов, когда прошли юбилеи Отечественной войны, заказы на украшенное наградное оружие резко снизились). Когда заказов на оружие было мало, мастера украшали предметы бытового обихода, создавая самобытные шедевры прикладного искусства. Популяризации златоустовского промысла в Европе способствовало посещения Златоуста в 1848 г. английским геологом и путешественником Мурчисоном, он писал, что полученные им от Аносова «изделия и стальной поднос, богато изукрашенный золотой насечкой,... возбудили в Англии всеобщее удивление".
Украшение стали выполняется в различных техниках: "рисовкой" (нанесение рисунка резервирующим составом с последующим вытравливанием узора), насечкой золотом и серебром, золочением и серебрением, сочетающимся с воронением, гравировкой иглой по лаку, ручной резцовой обработкой декора и нек.др. Технология злотоустовской гравюры на стали основывается на свойствах металла, которые выявляются путем специальной обработки. Для оформления применяются чистое золото, серебро, никель. Художники, используя свойства металла и применяя специальную обработку, придают стали различные цвета: от серого и бархатисто-черного до блестящего синего и фиолетового.
Основателем этого уникального вида искусства был Иван Бушуев (именно он придумал крылатого коня, который в настоящее время является гербом города Златоуст). Пика расцвета златоустовская гравюра достигла в конце 19 в., основной техникой отделки тогда была насечка золотой и серебряной нитью по синему фону. В 1890-1900-х гг. в Златоусте выпускалось большое количество украшенных бытовых изделий (портсигаров, спичечниц, подносов, браслетов, тростей, столовых приборов). В 1880 - 1890 гг. в украшенном цехе работали художники - граверы Я.Д. Варламов, И.Д. Клюев, И.П. Агарков, А.И. Королев, В.Н. Костромин, братья Субботины, В.А. Киселев, С.К. Недорезков, и мн. др. Эти мастера подняли искусство украшения оружия и бытовых предметов на уровень, близкий по художественной ценности к уровню 1820 - 1830 гг.
В 20 в. шло постоянное усовершенствование и развитие технологического процесса для расширения изобразительных возможностей златоустовской гравюры на стали. В 1930-40-е гг. с введением никелевых полутонов украшенная поверхность получила светотеневую моделировку, а в 1950-60-е гг. начал моделироваться и цвет в гравюре, который является производным от составляющих техник.
Произведения искусства златоустовских мастеров, созданные в конце 20 в., хранятся в собраниях Оружейной палаты Московского Кремля, Центральном военно-историческом музее артиллерии, Центральном военно-морском музее, Мемориальном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе и др. собраниях. Златоустовская гравюра на стали пользуется популярностью как в России, так и в других странах и регулярно экспонируется на крупнейших выставках и ярмарках мира.